Балабол написал сценарий про другого балабола — фильм «Стив Джобс»

Jonnds(1)

    Не открою ни для кого большого секрета если скажу что пугающе многими событиями в нашем мире управляет реклама. И это при том что в большинстве случаев реклама это раздувание фактов или вообще ложь. Будет не преувеличением, а преуменьшением сказать что реклама влияет почти на каждое наше решение или по крайней мере «хочет» влиять. Если ты — дорогой читатель, так не считаешь, то далее читать не рекомендую, так как эта статья покажется тебе омерзительной ересью.

Аарон Соркин

    Есть такой сценарист Аарон Соркин. Он написал, к примеру, сценарии фильмов «Социальная сеть» и «Несколько хороших парней». С одной стороны сценарии блестящие — каждая вторая фраза ударная, каждый персонаж по уровню владения речью второй Чехов, у каждого персонажа защемленная, глубокая душа и все всегда друг с другом спорят, у всех со всеми всегда конфликт. Другими словами от фильма с таким сценарием просто не оторваться. Но когда фильм заканчивается ты задумываешься, а что хотел сказать сценарист? И, в случае с Аароном Соркиным ответ будет «он хотел чтобы каждая фраза ударная, душа глубокая и все спорят.» Разумеется, спроси самого Соркина и он объяснит что имелось ввиду, но ведь кино должно быть самодостаточным, что, каждый раз бегать к сценаристам за объяснениями? И ведь, по сути все понятно, но черта не подведена — все сказали что хотели и разбежались, никто не признал чью-то правоту, никто не изменился. Все просто забросали ущемленные души друг друга ударными фразами. Это замечательно, но ничего не решено, все осталось на своих местах, в том числе и для зрителя. Зритель приходит в кино за катарсисом, у него в жизни хватает неразрешимых проблем, а вот катарсисы случаются раз в три жизни. Читатель с хитрым устройством зада тут же скажет «Поэтому фильмы Соркина и хороши, они как жизнь!». Это потрясающе, но попробуй весь день смотреть на свежеприготовленные, душистые котлеты, а в конце дня не есть их, а лишь бросить глубокомысленную фразу о тщетности бытия и уйти спать. А ведь можно съесть, но нет, Соркин любит прочитать зрителю меню лучшего ресторана французской кухни и запустить титры.

CWbrwTOWEAA_Q9r    И вот, такой сценарист пишет сценарий о не менее волшебном… персонаже — Стиве Джобсе. Можно разное сказать о Джобсе, но я советую просто почитать о том как он на протяжении всей жизни поступал со своим лучшим другом Стивеном Возняком, который и был мозговым центром компании Эпл. Я думаю, никто не будет спорить с тем что именно инженерный талант Возняка позволил Эпл стать гигантом и выдержать все выкрутасы Джобса. И вот с этим человеком Джобс поступал омерзительно жестоко и злобно. Это не скандалы и расследования, это факты которые признал как Джобс так и Возняк.

    Однако преуменьшать заслуги Джобса на ниве преображения персонального компьютера в сторону няшности я не буду. Он сделал вычислительные машины очень милыми, такими милыми что сейчас даже семилетние девочки могут читать о единорогах не вставая с унитаза. Потрясающая заслуга.

    Если рассматривать заслуги Джобса непосредственно как креативного директора Эпл, то в этой деятельности были как светлые полосы так и темные. Но мы то все знаем только о том какой он замечательный, какие у него были прикольные презентации, а не о том как он увольнял из Эпл самых толковых инженеров страны из-за того что «потомушто». Однако в стране, где все управляется рекламой, даже такой человек пригодился, более того — именно с его жизненными ориентирами на няшность, он оказался бесценным для компании. Он создавал вокруг себя информационные поводы, создавал образ владельцев продукции Эпл как высших существ, любил бросаться красивыми словами, он поставил комфорт выше полезности(с коммерческой стороны это крайне выгодно) и все это, как вы уже понимаете, делал крайне няшно. Как идеолог удобства в вашем домашнем компьютере он сделал невероятно много, но я думаю вы предпочли бы чтобы ваш 20150518-sj-4компьютер быстрее считал, чем был бы с кругленькими краями. Джобс занимался тем чтобы ваш компьютер выглядел изящнее чем у соседа. А Возняк занимался тем чтобы ваш компьютер с кругленькими краями мог включиться.  Но знают все только Джобса, но гений Джобс. Если смотреть объективно, то экранизация жизни Стивена Возняка была бы намного полезнее для зрителя, намного сильнее мотивировала бы создавать, а не бантики вешать. Но Соркин не захотел бы писать биографию такого человека, потому что Возняк собирал вокруг себя людей, споры которых приводят к результату. Возняк создавал устройства, а не ощущение этих устройств.

    Так что талант Соркина и талант Джобса очень хорошо друг другу подходят. Оба зарабатывали словами, вот только у Соркина это было написано в контракте, а Джобс зарабатывал тем что выдавал себя за Возняка.

Сейчас будет спойлер. Номинальный катарсис в фильме есть — мы видим Джобса купающегося во вспышках фотокамер и в восхищенном взгляде дочери, но фактически катарсиса нет, так как этот финал очень плохо сшивается с полотном фильма. Весь фильм Джобс, будучи не правым, все-же побеждал в спорах всех вокруг, методом хлесткой фразы не решающей вопрос, но выставляющей оппонента идиотом. К финалу эта методика только набирает обороты, а вот в последние пять минут он вдруг стал на время хорошим отцом и все мы, с лучезарной подачи режиссера должны его за все простить.  Простить за то что он пять минут из 16 лет ведет себя как хороший человек. Ведет себя хорошо только к одному человеку из пяти, которым он причинил боль. Не сшивается. Это не катарсис, это пять минут из другого фильма.

Аскар Кушенов ©

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

432