Что это было? Рецензия на роман Станислава Лема «Следствие».

1683

Роман безусловного гения научной фантастики Станислава Лема «Следствие» давался мне очень тяжело. Всего 160 страниц, а читалось медленно. Дело в том что на 90% роман состоит из откровенно лишнего материала. Множество сюжетных линий в итоге были не закончены или закончены лишь условно. Я уже не говорю о том что основная сюжетная линия вообще, по большому счету, заканчивается умышленной литературной пустотой. По сути она вообще никак не заканчивается. Поэтому в целом роман мне не понравился.

Вообще, мне очень нравится творчество Лема, и я, как вы можете заметить, его изучаю. Как и многие другие. Поэтому знаю что многие наткнутся на «Следствие» и, из любопытства, как и я, захотят его прочитать. Они потратят свое время впустую. Мало того, могут найтись люди, которые случайным образом начнут свое знакомство с творчеством Лема, именно со «Следствия», для таких он моментально потеряет значимость.

Цель этой статьи в следующем: коротко описать сюжет «Следствия» полностью, с финалом. Потому что для, исследователя творчества Лема, это произведение будет важно, но прочитав его он будет разочарован, и пожалеет о потраченном времени. Для такого человека будет полезна статья, в которой описан весь конфликт, идея и задумка этого весьма спорного произведения Станислава Лема. А если мне посчастливится, и эту статью прочитает человек ранее не читавший Лема, то он поймет что, как минимум, с этого произведения знакомство с Лемом начинать ни в коем случае нельзя.

Нормальной обзорной статьи о фабуле и идее «Следствия» я не нашел. Так что решил написать ее сам. Если я вас убедил, прошу читать далее. Если нет, знайте что дальше будут спойлеры и после этого вам будет уже совсем не интересно читать «Следствие» , особенно в виду того что какими-либо литературными вкусностями это произведение не блещет, в отличие от многих других романов Лема.

Итак, «Следствие» рассказывает о расследовании серии похищений трупов. Причем все говорит о том что трупы сами уходят, без чъей-либо помощи. Вроде сюжет занятный да? И можно было раскрутить до захватывающего жуткого научно-фантастического триллера, особенно с талантом Лема. Но нет. В финале выясняется что уходили трупы (если они все-таки сами уходили, это тоже не разъясняется) не по какой-то определенной причине, а потому что «так могло быть». Вот вам сейчас кажется что я что-то упростил, но я почти точно рассказал суть произведения. Суть «Следствия» в том что трупы уходили потому Что1что так могло случится. Все. Никакого объяснения. Просто статистически такое могло произойти, ввиду неисчерпаемого количества возможностей во вселенной. Собственно в этом и заключается оригинальная идея Лема: в том чтобы написать детектив в котором вместо объяснения, развязки — будет лишь пространное описание того что такое могло произойти попросту случайно. Сама идея может быть и хороша, но слово «хороша» для такой идеи будет адекватным, если произведение написано на 20 страницах. Если на 50, то идея уже весьма посредственна, а если на 160 то это просто трата времени читателя.

Взамен могу порекомендовать замечательные рассказы Лема «Альтруизин» и «Собысча». Читаются на одном дыхании, воды нет, ясность мысли искрит из каждой строчки.

Аскар Кушенов ©

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

530